Согласно позиции Верховного суда РФ, отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей либо Закон), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Кроме того, если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.
Какие преимущества можно извлечь из всего этого? С учетом положений статьи 39 Закона о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие Закона, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности о праве граждан на предоставление информации (статьи 8-12), об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13), о возмещении вреда (статья 14), о компенсации морального вреда (статья 15), об альтернативной подсудности (статья 17), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (п.3 ст. 17).
Если отдельным федеральным законом (таким как «О долевом участие в строительстве», например) исполнителю (изготовителю, производителю, продавцу) предписана определенная обязанность, которую он не исполнил, к нему применимы меры воздействия, ответственности, предусмотренные ЗоПП (в субсидиарном порядке, т.е. если специальным законом таких мер не предусмотрено).
В этой связи, видится принципиально важным правильно квалифицировать отношения по оказанию услуг или предоставлению товаров как потребительские. Ведь как указанно выше, ЗоПП предоставляет массу дополнительных преимуществ, в случае возникновения спора.
При отнесении споров к сфере регулирования Закона о защите прав потребителей следует, прежде всего, обратить внимание на субъектный состав участников правоотношения, характер возникших правоотношений, а также предмет спора.
В частности наиболее распространенными нарушениями в сфере потребительских отношений являются (глава III ЗоПП, также специальные ФЗ): недостатки товаров и услуг, недостатки технически сложного товара, срок выполнения услуг (поставки товаров), отказ от заключения договора с потребителем, также иные виды нарушений.
При разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).
Следует заметь, что правильно квалифицировать отношения, из которых возник спор, всесторонне обследовать фактические обстоятельства, возникшего правонарушения и правильно применить девствующее законодательство на восстановление нарушенных прав – задача, требующая профессионализма.