Юридическим
лицам
Физическим
лицам

Потребительские споры

Согласно позиции Верховного суда РФ, отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей либо Закон), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Кроме того, если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

Какие преимущества можно извлечь из всего этого? С учетом положений статьи 39 Закона о защите прав потребителей к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых не подпадают под действие Закона, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности о праве граждан на предоставление информации (статьи 8-12), об ответственности за нарушение прав потребителей (статья 13), о возмещении вреда (статья 14), о компенсации морального вреда (статья 15), об альтернативной подсудности (статья 17), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (п.3 ст. 17). 

Если отдельным федеральным законом (таким как «О долевом участие в строительстве», например) исполнителю (изготовителю, производителю, продавцу) предписана определенная обязанность, которую он не исполнил, к нему применимы меры воздействия, ответственности, предусмотренные ЗоПП (в субсидиарном порядке, т.е. если специальным законом таких мер не предусмотрено).

В этой связи, видится принципиально важным правильно квалифицировать отношения по оказанию услуг или предоставлению товаров как потребительские. Ведь как указанно выше, ЗоПП предоставляет массу дополнительных преимуществ, в случае возникновения спора. 

При отнесении споров к сфере регулирования Закона о защите прав потребителей следует, прежде всего, обратить внимание на субъектный состав участников правоотношения, характер возникших правоотношений, а также предмет спора.

В частности наиболее распространенными нарушениями в сфере потребительских отношений являются (глава III ЗоПП, также специальные ФЗ): недостатки товаров и услуг, недостатки технически сложного товара, срок выполнения услуг (поставки товаров), отказ от заключения договора с потребителем, также иные виды нарушений.

При разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере).

Следует заметь, что правильно квалифицировать отношения, из которых возник спор, всесторонне обследовать фактические обстоятельства, возникшего правонарушения и правильно применить девствующее законодательство на восстановление нарушенных прав – задача, требующая профессионализма.